Karatuzskoe.ru
Четверг, 23.11.2017, 03:00
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Друзья сайта
  • Президент России
  • Государственные услуги
  • Историко-генеалогический сайт Кравченко Р.А.
  • Каратузская средняя общеобразовательная школа
  • Петро-Павловский храм села Каратуз
  • Официальный сайт администрации Каратузского района
  • Сайт Администрации Каратузского сельсовета
  • Узнай свою задолженность, официальный сайт ФССП
  • Федеральная Налоговая Служба России
  • Прогноз погоды
  • Гидрометцентр России
  • Прогноз погоды
  • Анализ сайта online
    Главная » 2012 » Февраль » 20 » Масленица — начало масленичной недели
    12:46
    Масленица — начало масленичной недели
    20 февраля (дата для 2012 года)
    Масленица — праздник, сохранившийся с языческих времен. Отмечается в течение недели перед Великим постом.

    Обычай праздновать масленицу берет свое начало с древнейших времен — с греческих и римских вакханалий и сатурналий. Славяне-язычники тоже справляли в этот период весенний праздник — встречу весны и проводы зимы. В народе масленица всегда была веселой порой. Считалось, что тот, кто откажется ее праздновать, будет жить «в горькой беде и худо кончит».

    Отмечать масленицу было принято катанием на санках с ледяных гор, зажиганием костров. Ну и конечно, в Масленицу принято печь блины, ведь блин — символ солнца.

    Масленица начинается в понедельник, который называется «встреча». В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.

    Вторник — «заигрыши». Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.

    Среда — «лакомка». В этот день зятья приходят на блины к тещам.

    Четверг — «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

    Пятница — «тещины вечерки». Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.

    Суббота — «золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

    Последний день Масленицы — «прощеное воскресенье», «прощеный день» или «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.

    Масленица (масляница) – народно-языческий праздник, то есть некий праздничный цикл – неделя, — который сохранился на Руси ещё с дохристианских времён. В народе и до сих пор существуют особые названия каждого дня масляной недели. Эти названия интересны именно потому, что в них проглядывает исключительная народная наблюдательность, и отчасти – юмор, который был свойственен нашему народу во все периоды его истории.
    Ещё сто лет назад этому празднику придавалось такое исключительное значение, что во многих сельских областях сохранились древние традиции, сопровождавшие его проведение. В этой статье мы и расскажем вам о некоторых, дошедших из глубины веков до наших дней.


    Понедельник масляной недели называют «Встречей». Во «Встречу» во всех домах начинают печь блины и по возможности, не занимаются больше никакой другой работой. Вторник – «Заигрыши», среда – это «Лакомка» (именно в этот день все лакомятся тем, чем Бог послал), четверг – «Перелом» (масляная неделя переломилась, то есть наступила вторая её половина) и «Разгул» (все гуляют и пьют), пятница – «Тёщин день», «Тёщины вечерки» (люди женатые пируют у тёщ), суббота – это «Золовкины посиделки», а воскресенье – «Проводы», «Прощанье», «Прощальный день», Прощенный день», «Целовальник», «Целовник». Все названия воскресенья, за исключением «Проводов», указывают на обычай, и теперь ещё сохранившийся в некоторых самых отдалённых деревнях и сёлах, просить прощения за обиды.


    В некоторых местах Руси в деревнях дети встречали первый день масленицы таким образом. Они с утра все выходили на улицу, строили снежные горы и при этом скороговоркой приговаривали: «Звал-позывал наш чистый семик широку белу масленицу в гости к себе во двор. Душа моя масленица, ты широкая боярыня, перепелиные твои косточки, блинное тельце, да сахарны твои уста, ты приезжай в гости ко мне на широкий двор да на горах покататься, да в блинах поваляться, да сердцем потешиться, мне на веселье и радость-утеху!»


    В некоторых местах, по некоторым данным многих этнографов, приготовление первой опары для блинов и сейчас содержится в величайшей тайне ото всех, как от домашних, так и от соседей и знакомых. Опару иногда даже приготавливают с особыми обрядами; так, иные старухи готовят её не на молоке или воде, а на снегу, и при этом приговаривают: «месяц, ты месяц, ясный месяц, и золотые твои рожки, выгляни в оконце, посмотри на опару, на мою опару на блинную, что на блинную, да на масляничную!». Эти хозяйки-старухи до сих пор верят, что от этого приговора блины будут печься белыми и рыхлыми.


    На Украине до революции существовал древний обычай – привязывание колодки всем девушкам, холостым парням, вдовцам и вдовам, не успевшим «окрутиться», то есть жениться или выйти замуж в мясоед. Этот обычай, без сомнения, является остатком самой глубокой старины, и скорее всего начало его теряется в том отдалённом времени, когда славяне ещё были язычниками. Община, соблюдая интересы общества, требовала, чтобы все люди пребывали в женатом состоянии, а если кто-нибудь остался к известному времени или сроку, например предшествовавшему началу полевых работ, не женатым, — тот должен был поставить общине нечто вроде штрафа. Это был, так сказать, налог на холостых и незамужних. По прошествии времени этот дореволюционных обычай на местах утратил свой социальный и экономический смысл, и стал пустым увеселительным обрядом.


    Как только наступала масляная неделя, замужние бабы собирались толпой и шли по деревне с колодкой, украшенной цветной лентой и, встречая на улице или заходя в хаты неженатых и незамужних, убеждали их позволить привязать к ноге колодку. Те откупались водкой или деньгами. Всё это сопровождалось шутками, весёлым смехом, что вносило развлечение в однообразную и скучную жизнь тогдашнего украинского села. Если кто не откупится, и колодка будет привязана к ноге, тот человек не имел права снять её самовольно.


    В Пинежском уезде Архангельской губернии очень долго существовал обычай катания с гор. Катались в самых лучших своих нарядах, каждому «новобранцу», то есть поженившемуся в период времени с последней пасхи до настоящей масленицы, вменялось в обязанность скатить с горки свою молодуху. У горки собиралась толпа зрителей. На горку взбирались «молодые», а молодухи стояли у горы. Зрители начинают кричать» «Молодуха (такого-то) вы ходь на горку!». Она, услыхав приглашение, выходит из толпы, кланяется в пояс на четыре стороны и затем, взошедши на гору, вновь отвешивает три низких поклона. Супруг её в это время уже сидит в санях (обычно это были дровни, на которых возили воду, сено, дрова, но только без оглобель); она садится к нему на колени и целует его несколько раз. Зрители иногда были недовольны малым количеством поцелуев и говорили, держа сани и не спуская их с горы: «Подмажь, подмажь ещё, ещё разик, ходче сани пойдут!», и заставляли целоваться до десяти раз. Когда сани скатывались с горы, молодая ещё раз целовала мужа, как бы благодаря его за доставленное ей удовольствие, и затем они оба – муж и жена – кланялись зрителям.


    Во многих городах и даже больших сёлах устраивались на масляной неделе езда на лошадях в «круговую», то есть по известным улицам и в заранее известном направлении. В воскресенье (целовник, прощенный день) все, и стар, и млад, шли в церковь, и после обедни расходились по могилам умерших родственников и знакомых. У могил они делали земные поклоны, и тем самым просили прощения у умерших. Иногда на могилах служили панихиды и ели холодные блины.


    Вечером, перед тем, как спать ложиться в воскресенье, обыкновенно просили прощения у своих домашних. Конечно, сначала молодые подходили к старшим, отвешивали перед каждым земные поклоны со словами: «Прости меня грешного!», или «Прости меня грешную!». Те в свою очередь кланялись этим (очень старые люди кланялись только в пояс) и затем целовались в знак прощения.


    В Калужской губернии очень долго сохранялся небезынтересный обряд похорон масленицы. В воскресенье после обеда собирались девки и бабы и делали из соломы большую куклу с руками. На эту куклу надевали белую рубашку, сарафан, и на голову повязывали платок. Одна баба надевала на себя рогожу вместо ризы (так она изображала попа или священника) и в руки брала навязанный на верёвке веник. Затем двое из участников в обряде похорон масленицы брали куклу под руки, выносили её на площадь и в сопровождении многочисленной толпы, под предводительством этого новоявленного «попа», пускались в весёлый путь с одного конца села в другой. При этом звучали шутки, смех и пелись различные песни. Когда процессия двигалась обратно, то масленицу непременно сажали на палки, служившие вместо носилок и непременно закрывали её пелёнкой. Когда процессия доходила до другого конца деревни, она останавливалась, куклу раздевали и затем разрывали и разбрасывали остатки кругом, а иногда и сжигали её в поле.

    Просмотров: 1440 | Добавил: karatuz | Теги: проводы зимы, Масленица, празздник. | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 1
    1  
    Your's is a point of view where real intleliengce shines through.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1069
    Мини-чат
    500
    Бесплатные SMS на сотовые телефоны
  • SMS ЕТК
  • SMS Билайн
  • SMS Мегафон
  • SMS МТС
  • Статистика

    Онлайн всего: 5
    Гостей: 5
    Пользователей: 0
    Баннеры друзей сайта
    Президент России
    Karatuzskoe.ru © 2017 Бесплатный хостинг uCoz